Федеральное казначейство
официальный сайт Казначейства России
www.roskazna.ru
1. Какие полномочия осуществляет Межрегиональное контрольно-ревизионное управление Федерального казначейства в установленной сфере деятельности?
Межрегиональное контрольно-ревизионное управление Федерального казначейства (далее - Управление) является межрегиональным территориальным органом Федерального казначейства, осуществляющим функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере на территории г. Москвы и Московской области.
В рамках осуществления полномочий в финансово-бюджетной сфере Управление осуществляет следующие полномочия:
1. контроль за соблюдением положений правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, в том числе устанавливающих требования к бухгалтерскому учету и составлению и представлению бухгалтерской (финансовой) отчетности государственных (муниципальных) учреждений;
2. контроль за соблюдением положений правовых актов, обусловливающих публичные нормативные обязательства и обязательства по иным выплатам физическим лицам из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также за соблюдением условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из соответствующего бюджета, государственных (муниципальных) контрактов;
3. контроль за соблюдением условий договоров (соглашений), заключенных в целях исполнения договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета, а также в случаях, предусмотренных Бюджетным кодексом Российской Федерации, условий договоров (соглашений), заключенных в целях исполнения государственных (муниципальных) контрактов;
4. контроль за достоверностью отчетов о результатах предоставления и (или) использования бюджетных средств (средств, предоставленных из бюджета), в том числе отчетов о реализации государственных (муниципальных) программ, отчетов об исполнении государственных (муниципальных) заданий, отчетов о достижении значений показателей результативности предоставления средств из бюджета;
5. контроль в сфере закупок, предусмотренный законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в отношении:
1) соблюдения правил нормирования в сфере закупок, установленных в соответствии со статьей 19 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»;
2) определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги, начальной суммы цен единиц товара, работы, услуги;
3) соблюдения предусмотренных Федеральным законом от 05.04.2013
№ 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» требований к исполнению, изменению контракта, а также соблюдения условий контракта, в том числе в части соответствия поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги условиям контракта;
4) соответствия использования поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги целям осуществления закупки.
При этом исходя из принципа самостоятельности бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, установленного Бюджетным кодексом Российской Федерации, Управление осуществляет контроль в финансово-бюджетной сфере при использовании средств федерального бюджета.
2. В отношении каких объектов контроля Межрегиональное контрольно-ревизионное управление Федерального казначейства осуществляет контроль и надзор в финансово-бюджетной сфере?
Управление осуществляет контроль и надзор в финансово-бюджетной сфере в отношении следующих объектов контроля:
1. Получателей бюджетных средств, администраторов доходов бюджета, распорядителей бюджетных средств.
2. финансовых органов публично-правового образования, бюджету которого предоставлены межбюджетные субсидии, субвенции, иные межбюджетные трансферты, имеющие целевое назначение, бюджетные кредиты, высших исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации (местная администрация);
3. государственных (муниципальных) учреждений;
4. государственных (муниципальных) унитарных предприятий;
5. государственные корпорации (компании), публично-правовых компаний;
6. хозяйственных товариществ и обществ с участием публично-правовых образований в их уставных (складочных) капиталах, а также коммерческих организаций с долей (вкладом) таких товариществ и обществ в их уставных (складочных) капиталах;
7. юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений, государственных (муниципальных) унитарных предприятий, государственных корпораций (компаний), публично-правовых компаний, хозяйственных товариществ и обществ с участием публично-правовых образований в их уставных (складочных) капиталах, а также коммерческих организаций с долей (вкладом) таких товариществ и обществ в их уставных (складочных) капиталах), индивидуальные предприниматели, физические лица, являющиеся:
8. юридических и физических лиц, индивидуальных предпринимателей, получающих средства из соответствующего бюджета на основании договоров (соглашений) о предоставлении средств из соответствующего бюджета и (или) государственных (муниципальных) контрактов, кредиты, обеспеченные государственными и муниципальными гарантиями;
9. исполнителей (поставщиков, подрядчиков) по договорам (соглашениям), заключенным в целях исполнения договоров (соглашений) о предоставлении средств из соответствующего бюджета и (или) государственных (муниципальных) контрактов;
10. юридических лиц, получающих средства из бюджетов государственных внебюджетных фондов по договорам о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования;
11. кредитных организаций, осуществляющих отдельные операции с бюджетными средствами, в части соблюдения ими условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации.
3. Какой порядок и сроки рассмотрения обращений граждан государственными органами?
Межрегиональное контрольно-ревизионное управление Федерального казначейства в пределах своей компетенции рассматривает индивидуальные и коллективные предложения, заявления и жалобы граждан и организаций (далее - обращения), поступающие в письменной форме, в форме электронного документа, или в форме устного личного обращения во время приема граждан.
Обращения, поступающие в Межрегиональное контрольно-ревизионное управление Федерального казначейства рассматриваются в порядке, установленном Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (далее - Закон № 59-ФЗ).
Обращения, поступившие в Межрегиональное контрольно-ревизионное управление Федерального казначейства в соответствии с его компетенцией, подлежат обязательному рассмотрению.
Обращения, направленные в Межрегиональное контрольно-ревизионное управление Федерального казначейства по вопросам, выходящим за сферу его деятельности, могут направляться на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией с уведомлением гражданина или организации.
Поступившие в Межрегиональное контрольно-ревизионное управление Федерального казначейства письменные обращения подлежат обязательной регистрации в течение трех рабочих дней с момента поступления.
По общему правилу, установленному статьей 12 Закона № 59-ФЗ, письменное обращение, поступившее в государственный орган или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения. В исключительных случаях, а также в случае направления запроса о предоставлении документов и материалов, необходимых для рассмотрения обращения, руководитель Межрегионального контрольно-ревизионного управление Федерального казначейства вправе продлить срок его рассмотрения, но не более чем на 30 дней, с одновременным уведомлением заявителя о продлении срока рассмотрения его обращения.
Ответ на обращение подписывается руководителем Межрегионального контрольно-ревизионного управления Федерального казначейства или заместителями руководителя.
В случае если в письменном обращении не указаны фамилия и почтовый адрес заявителя, по которому должен быть направлен ответ, ответ на обращение не дается. Если в указанном обращении содержатся сведения о подготавливаемом, совершаемом или совершенном противоправном деянии, а также о лице, его подготавливающем, совершающем или совершившем, обращение подлежит направлению в государственный орган в соответствии с его компетенцией.
При получении письменного обращения, в котором содержатся нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностного лица Межрегионального контрольно-ревизионного управления Федерального казначейства, а также членов его семьи, Межрегиональное контрольно-ревизионное управление Федерального казначейства вправе оставить обращение без ответа по существу поставленных вопросов и сообщить заявителю, направившему обращение, о недопустимости злоупотребления правом.
В случае если текст письменного обращения не поддается прочтению, ответ на обращение не дается и оно не подлежит направлению на рассмотрение в иной государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в соответствии с их компетенцией, о чем сообщается заявителю, направившему обращение, если его фамилия и почтовый адрес поддаются прочтению.
В случае если в письменном обращении содержится вопрос, на который заявителю многократно (3 раза и более) давались письменные ответы по существу в связи с ранее направленными обращениями, и при этом в обращении не приводятся новые доводы или обстоятельства, руководитель Межрегионального контрольно-ревизионного управления Федерального казначейства вправе принять решение о безосновательности очередного обращения и прекращении переписки с заявителем по данному вопросу, которое оформляется наложением руководителем резолюции в письменном виде на докладной записке, подготовленной ответственным структурным подразделением Межрегионального контрольно-ревизионного управления Федерального казначейства. О данном решении уведомляется заявитель, направивший обращение.
В случае если ответ по существу поставленного в обращении вопроса не может быть дан без разглашения сведений, составляющих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, заявителю, направившему обращение, сообщается о невозможности дать ответ по существу поставленного в нем вопроса в связи с недопустимостью разглашения указанных сведений.
Письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию Межрегионального контрольно-ревизионного управления Федерального казначейства, направляется в 7-дневный срок со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением заявителя, направившего обращение, о переадресации обращения.
Обращение, поступившее в Межрегиональное контрольно-ревизионное управление Федерального казначейства в форме электронного документа, подлежит рассмотрению в порядке, установленном Законом № 59-ФЗ.
В обращении гражданин в обязательном порядке указывает свои фамилию, имя, отчество (последнее - при наличии), адрес электронной почты, если ответ должен быть направлен в форме электронного документа, и почтовый адрес, если ответ должен быть направлен в письменной форме. Гражданин вправе приложить к такому обращению необходимые документы и материалы в электронной форме либо направить указанные документы и материалы или их копии в письменной форме.
Ответ на обращение, поступившее в Межрегиональное контрольно-ревизионное управление Федерального казначейства в форме электронного документа, направляется в форме электронного документа по адресу электронной почты, указанному в обращении, или в письменной форме по почтовому адресу, указанному в обращении.
4. Какие документы должны предоставить объекту контроля должностные лица, проводящие проверку?
Для доступа на территорию или в помещение объекта контроля члены проверочной (ревизионной) группы (уполномоченное на проведение контрольного мероприятия должностное лицо) обязаны предъявлять служебные удостоверения и копию решения о назначении контрольного мероприятия.
5. В какой форме должны быть представлены объектом контроля документы, материалы и информация, необходимые для проведения контрольных мероприятий?
В соответствии с пунктом 4 Федерального стандарта внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля «Проведение проверок, ревизий и обследований и оформление их результатов», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 17.08.2020 № 1235 истребуемые документы, информация и материалы направляются в форме электронного документа (за исключением случаев, если органом контроля установлена необходимость представления документов на бумажном носителе).
При проведении камеральной проверки документы на бумажном носителе представляются в орган контроля уполномоченным представителем (должностным лицом) объекта контроля или направляются заказным письмом.
При проведении выездной проверки (ревизии), обследования, встречной проверки документы на бумажном носителе представляются руководителю проверочной (ревизионной) группы или уполномоченному на проведение контрольного мероприятия должностному лицу представителем (должностным лицом) объекта контроля. На бумажном носителе представляются подлинники документов или заверенные объектом контроля копии в установленном порядке.
Истребуемые в электронном виде документы, информация и материалы представляются с сопроводительным письмом за подписью руководителя (уполномоченного лица) объекта контроля одним из следующих способов:
официальная электронная почта объекта контроля;
съемный носитель информации;
предоставление доступа к информационным ресурсам объекта контроля, содержащим данные по теме контрольного мероприятия и перечню основных вопросов, подлежащих изучению в ходе проведения контрольного мероприятия;
иной способ с применением автоматизированных информационных систем, свидетельствующий о дате представления документов.
6. В каких случаях могут быть проведены внеплановые контрольные мероприятия?
Решение руководителя (заместителя руководителя) Межрегионального контрольно-ревизионного управления Федерального казначейства о назначении внепланового контрольного мероприятия может быть принято на основании:
1. Результата анализа данных, содержащихся в информационных системах;
2. Установления должностным лицом органа контроля в ходе исполнения должностных обязанностей признаков нарушений законодательных и иных нормативных правовых актов по вопросам, отнесенным к полномочиям органа контроля;
3. Результата рассмотрения поступивших обращений, запросов, поручений, иной информации о признаках нарушений законодательных и иных нормативных правовых актов по вопросам, отнесенным к полномочиям органа контроля, с учетом риск-ориентированного подхода, который может быть установлен правовым актом органа контроля;
4. Истечения срока исполнения объектами контроля ранее выданных органом контроля представлений и (или) предписаний;
5. Результата проведенного контрольного мероприятия, в том числе в случае невозможности получения необходимой информации (документов, материалов) в ходе проведения камеральной проверки.
7. Какие меры могут быть приняты по результатам контрольных мероприятий?
При осуществлении полномочий Межрегиональное контрольно-ревизионное управление Федерального казначейства принимает решение о направлении представления и (или) предписания, информации в правоохранительные органы, органы прокуратуры и иные государственные (муниципальные) органы, при непосредственном обнаружении достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, осуществляется производство
по делам об административных правонарушениях.
8. В каких случаях направляются представления и предписания объекту контроля?
При осуществлении полномочий Межрегиональное контрольно-ревизионное управление Федерального казначейства на основании решения руководителя (заместителя руководителя) органа контроля, принятого по результатам рассмотрения акта проверки (ревизии), а также иных материалов проверки (ревизии), результатов повторной проверки (ревизии), о наличии оснований для направления представления и (или) предписания объекту контроля в рамках реализации результатов проведения контрольного мероприятия может принять решение о направлении представления, предписания объекту контроля.
Представление - документ Межрегионального контрольно-ревизионного управления Федерального казначейства, направляемый объекту контроля и содержащий информацию о выявленных в пределах компетенции Управления нарушениях и одно из следующих обязательных для исполнения в установленные в представлении сроки или в течение 30 календарных дней со дня его получения, если срок не указан, требований по каждому указанному в представлении нарушению:
1) требование об устранении нарушения и о принятии мер по устранению его причин и условий;
2) требование о принятии мер по устранению причин и условий нарушения в случае невозможности его устранения.
Предписание - документ Межрегионального контрольно-ревизионного управления Федерального казначейства, направляемый объекту контроля в случае невозможности устранения либо неустранения в установленный в представлении срок нарушения при наличии возможности определения суммы причиненного ущерба публично-правовому образованию в результате этого нарушения. Предписание содержит обязательные для исполнения в установленный в предписании срок требования о принятии мер по возмещению причиненного ущерба публично-правовому образованию.
При наличии возможности определения суммы причиненного ущерба публично-правовому образованию орган контроля направляет объекту контроля предписание:
одновременно с представлением в случае невозможности устранения нарушения;
в срок не позднее 5 рабочих дней со дня окончания срока исполнения представления в случае неустранения нарушения либо частичного неустранения нарушения в установленный в представлении срок.
9. Чем отличаются понятия нарушение и недостаток, выявленные в ходе контрольного мероприятия?
Межрегиональным контрольно-ревизионным управлением Федерального казначейства во всех видах документации в рамках осуществления контрольной деятельности, а также для всех этапов контрольного мероприятия, проводимых в рамках полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере применяются термины в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, регламентирующими осуществление контроля в финансово-бюджетной сфере, в частности понятия «нарушение» и «недостаток».
Нарушение - установленный факт несоответствия деятельности объекта контроля требованиям законодательных и (или) нормативных правовых актов Российской Федерации, регламентирующих его деятельность в части, подлежащей контролю в финансово-бюджетной сфере.
Недостаток - установленный факт в деятельности объекта контроля, способный оказать негативное влияние на деятельность объекта контроля, в том числе на ее эффективность, не являющийся нарушением законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регламентирующих его деятельность в части, подлежащей контролю в финансово-бюджетной сфере.
10. В каких случаях могут быть применены меры административной ответственности?
При выявлении в ходе проведения контрольных мероприятий достаточных данных, указывающих на наличие событий административных правонарушений, должностные лица Межрегионального контрольно-ревизионного управления Федерального казначейства возбуждают дела об административных правонарушениях в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.
11. Какие дела об административных правонарушениях рассматривают уполномоченные должностные лица Межрегионального контрольно-ревизионного управления Федерального казначейства?
В соответствии с частью 1 статьи 23.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, рассматривает дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 7.29.3, частями 8 - 10 статьи 7.32, статьями 7.32.6, 15.1, 15.14 - 15.15.16, частью 20 статьи 19.5 и частью 1 статьи 19.7.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (в пределах своих полномочий).
12. Какие правовые последствия влечет неисполнение вступивших в законную силу постановлений по делам об административных правонарушениях?
Меры административной ответственности за уклонение от исполнения административного наказания предусмотрены статьей 20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В частности неуплата административного штрафа в срок, предусмотренный Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, влечет административную ответственность в соответствии с частью 1 статьи 20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.
13. Способы обжалования постановлений по делам об административных правонарушениях, вынесенных Межрегиональным контрольно-ревизионным управлением Федерального казначейства?
В соответствии с подпунктом 3 части 1 статьи 30.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях Постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное должностным лицом, может быть обжаловано в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в районный суд по месту рассмотрения дела.
Постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное Межрегиональным контрольно-ревизионным управлением Федерального казначейства, может быть обжаловано в вышестоящий орган - Федеральное казначейство, в суд.
Территориальная подсудность рассмотрения жалоб на постановления по делам об административных правонарушениях должна определяться местом совершения правонарушения, а не местом расположения органа, от имени которого должностным лицом вынесено постановление по делу об административном правонарушении (пункт 30 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»).
Аналогичный порядок применяется при определении территориальной подсудности рассмотрения жалоб на решения вышестоящих должностных лиц, принятые по результатам рассмотрения жалоб на постановления по делам об административных правонарушениях, вынесенные в порядке, предусмотренном частью 3 статьи 28.6 и статьей 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.